Каждый памятник старины, дошедший до нас из глубины времён, является открытым письмом, в котором наши деды рассказывают нам о своей жизни: о радостях и страданиях, о военных подвигах и утратах, о любви и ненависти, о праздниках и буднях. Именно через архитектурные сооружения, через крепости и церкви, дворцы и парки, жилые и производственные здания, предыдущие поколения передают нам любовь к родине, желание её защищать, стремление сделать её красивее, улучшить жизнь ныне живущих людей, строить новое своё для себя и для тех, кто будет жить после нас.
Времена не выбирают... Нам сегодняшним досталась эпоха возрождения России, возрождения культуры, возрождения архитектуры. Сегодня мы воссоздаём то, что ещё живёт, но сильно пострадало от времени и человека. Земля русская ещё не залатала раны, нанесённые грозным двадцатым веком. Только на территории Санкт-Петербурга и окрестностей ждут реставрации тысячи шедевров великих мастеров.
Наша работа – создавать материалы для восстановления архитектурных памятников. Мы понимаем всю ответственность! От нас зависит, в каком виде наши дети и внуки увидят культурное наследие страны. От нас зависит, как мы заложим в будущих поколениях бережное отношение к памятникам древности и недавней истории, как мы научим их читать эти письма из прошлого, любить, хранить и защищать родную землю.
У памятника архитектуры есть два врага – человек и время. Разрушительные войны и революции безжалостно стирают с лица земли творения гениальных архитекторов и строителей.
Серьёзный ущерб может нанести и неграмотный подход к реставрации при попытках улучшить состояние архитектурных памятников. Сегодня мы часто наблюдаем потери, которые нанесла послевоенная реставрация, проводившаяся в сжатые сроки и без задачи привести памятники в состояние близкое к изначальному.
Современный подход к реставрации заключается в первую очередь в максимально бережном отношении к памятнику, к его истории, к месту. Перед началом реставрационных работ проводится обязательное доскональное исследование объекта с учётом всех сохранившихся исторических документов.
На основании историко-культурологической экспертизы формируется заключение, в котором описывается значимость объекта, возможности его использования, требования к технологиям и материалам. На основании такого заключения создаётся проект, учитывающий будущее назначение объекта.
Проектирование решает одновременно две задачи: сохранение памятника и его приспособление под современные нужды. Проект закладывает концепцию реставрационных работ, то есть включает в себя решения об условиях, методах, технологиях и материалах.
Для объектов культурного наследия федерального и регионального значения реставрационные работы выполняются компаниями, имеющими соответствующие лицензии и победившими в тендере. С комплектом документации компания выходит на объект и приступает к восстановительным работам.
Залогом грамотного выполнения работ на объекте является обязательное наличие авторского и технического надзора. Автор проекта следит за соответствием работ проектным решениям. Технический надзор осуществляют аккредитованные службы, следящие за качеством и сроками проведения работ.
При реставрации объектов культурного наследия часто возникает необходимость увеличения сроков выполнения работ относительно сроков, заложенных в проекте. Увеличение сроков происходит, когда в ходе раскопок строители обнаруживают более ранние культурные слои и артефакты, представляющие историческую ценность. Например, во время последней реставрации замка в Выборге, проходившей в 2018 году, был обнаружен неизвестный раннее подземный ход из крепости. Из-за вновь выявленных обстоятельств работы были приостановлены для внесения корректировок в проект и в текущий реставрационный процесс. В подобных случаях соблюдение реставрационных принципов является приоритетом, а заказчик в лице министерства культуры, генеральный подрядчик и проектная организация должны найти разумный компромисс в увеличении сроков и финансирования.
В проекте должны быть учтены и другие особенности реставрационных работ. Например, проведение кладочных и отделочных работ в зимнее время при отрицательных температурах может отразиться не только на сроках, но и на качестве выполненных работ.
Окончание реставрационных работ на объекте культурного наследия не является основанием для окончания работы с этим объектом. При дальнейшей эксплуатации необходимо учитывать особенности памятника для продления его срока службы.
У каждого памятника архитектуры должен быть хозяин, заинтересованный в поддержании хорошего состояния отреставрированного объекта! Заботливый хозяин должен получать от местных органов охраны памятников рекомендации по поддержанию объекта, а также осуществлять текущий ремонт.
Выбор методов реставрации, технологий и материалов зависит от состояния объекта, выявленного в процессе исследования специалистами-реставраторами. Перечень необходимых реставрационных работ для восстановления объекта может включать в себя как капитальные строительные работы, внесение изменений в конструктив здания, восстановление или усиление несущей способности стен, перекрытий и кровли, так и ограничиваться декоративной отделкой.
Перечень материалов, используемых для объектов культурного наследия, указывается в соответствующих разделах проекта.
Состав и свойства реставрационных смесей определяются, исходя из задач, которые требуется решить. Например, при реставрации кирпичной кладки 11 века необходимо подобрать кладочную смесь, наиболее близкую по техническим параметрам к исторической. Отклонения от оригинального материала должны быть минимальными. Изменения исторической рецептуры могут быть оправданы улучшением эксплуатационных свойств, например, повышением долговечности.
Реставрационные строительные смеси подразделяются на основные группы: кладочные, штукатурные, шпатлёвочные и другие составы. На объектах реставрации часто применяются специальные составы и системы для решения конкретных задач.
Мы смотрим в прошлое и понимаем, что растворы для кладки и штукатурки готовились непосредственно на строительной площадке, компоненты строительных растворов песок и известь были неоднородны по крупности и составу. Сегодня, используя современные технологии производства, мы можем получать качественный однородный материал с заданными свойствами. Применение классифицированного сухого песка в составе смеси обеспечивает стабильные требуемые параметры, например, марочную прочность.
Конечно, известь и песок не те самые, которые применялись сотни лет назад, но современный уровень производства позволяет приблизить материалы к исконным, историческим.
Постоянный состав и стабильность свойств обеспечивает производитель реставрационных смесей, неукоснительно следуя рецептуре при производстве.
Биологическая стойкость определена применением в составе смеси сухого песка, полученного высокотемпературной сушкой, при которой исчезают все органические примеси: споры грибов, остатки водорослей и плесени.
Примером специализированных смесей для реставрации могут служить инъекционные растворы, назначение которых – восстановить несущую способность фундаментов и стен. Инъекционные растворы обладают высокой проникающей способностью и позволяют через узкое отверстие заполнять полости и поры внутри стены. Кроме того, инъекционные растворы обеспечивают надёжное сцепление со старым историческим материалом и не дают усадку. Все эти свойства достигаются тщательно подобранными размерами фракций вяжущего и наполнителя, а также введением в смесь модифицирующих добавок.
Решение о проведении инъекционных работ принимают по результатам исследования после выявления полостей. В стене бурят отверстия и нагнетают инъекционный состав внутрь стены для заполнения пустот. Это процедура позволяет восстановить эксплуатационные характеристики стены.
К специализированным системам относится и система гидроизоляции, в которую входят обмазочные, инъекционные и проникающие составы. Задача этих материалов – обеспечить защиту стены или фундамента от разрушающего воздействия воды.
Реставраторы обычно консервативны в выборе материалов. Тем не менее, реставрационные сухие смеси стали уже привычными на объектах. Современные материалы качественны, стабильны по техническим характеристикам, удобны в применении, доставке и хранении.
Сухие смеси ПЕТРОМИКС выпускаются компанией РЕМИКС, одним из лидеров по производству сухих строительных смесей в Санкт-Петербурге. Предприятие оснащено самым современным высокотехнологичным и высокопроизводительным оборудованием и выпускает смеси для всех этапов строительства и реставрации.
Специалисты научно-исследовательского центра РЕМИКС обеспечивают техническую поддержку реставраторам, проектировщикам, архитекторам, участвуют в совместной работе над проектами, помогают осуществлять авторский надзор, решают возникающие на стройке задачи по выбору материалов и правильности их применения, проводят обучение для реставраторов и строителей.
Техподдержка от производителя смесей – это максимум грамотной информации о реставрационных и строительных смесях. Специалисты техподдержки открыты для общения и готовы делиться знаниями и многолетним опытом.
Реставрационные смеси ПЕТРОМИКС применяются для восстановления памятников архитектуры по всей России. Только в 2018 году список объектов, где использовались реставрационные смеси ПЕТРОМИКС, включает более сотни объектов, среди которых Петропавловский собор, дворцы Петергофа и Пушкина, Псковский Кремль, Выборгский замок, церкви и гостевые дома Валаама и многие другие известные архитектурные сооружения.
Смеси ПЕТРОМИКС имеют все необходимые сертификаты и разрешения, включены в проектную документацию по реставрации десятков объектов по всей России.
Сегодня реставрация памятников архитектуры – задача государственного масштаба. Мы рады активно участвовать в этой благодарной и интересной работе. Мы уверены, что наши материалы обеспечат новую и долгую жизнь огромному количеству объектов культурного наследия.
Да, мы сохраняем Россию! Это не громкие слова, это наша работа!
До встречи на объектах!
Команда ПЕТРОМИКС